Южный Урал — родина туристических брендов

Южный Урал — родина туристических брендов

Природные и рукотворные достопримечательности, а также традиционные промыслы Челябинской области, которые становятся магнитом для туристов, должны оберегаться как интеллектуальная собственность.
Многие природные достопримечательности Южного Урала — такие как Таганай и Тургояк, укреплённое поселение эпохи средней бронзы Аркаим, а также народные промыслы Каслинское литье, Златоустовская гравюра и оружейное искусство и многие другие уже давно стали настоящими брендами Челябинской области, известными далеко за пределами региона. Однако, как отмечает управляющий партнер юридической компании «Гаврюшкин и партнеры» Сергей Гаврюшкин, который недавно защитил магистерскую работу по теме управления объектами интеллектуальной собственности в муниципальном образовании или государственном органе, сегодня не только на Южном Урале, но и в стране в целом не уделяется внимание выделению, фиксации и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности. И из-за этой проблемы могут возникать различные коллизии, которые грозят бюджету репутационными рисками и прямыми финансовыми потерями.

«Сегодня, к сожалению, ни муниципалитеты, ни законодательная власть не задумываются о защите интеллектуальной собственности объектов, связанных с государственным заказом, муниципальными контрактами. По российскому законодательству авторское право по умолчанию закреплено за автором, если иное специально не оговаривается, поэтому так важно закреплять права на интеллектуальную собственность в виде, к примеру, проекта набережной. Или взять, допустим, хоккейный клуб «Трактор»: основное финансирование идет за счет бюджетных средств, однако если вдруг коммерческая структура клуба изменится, бренд должен остаться в регионе. Горнолыжный курорт «Солнечная долина» выходит на мировую арену, здесь не первый год проводятся чемпионаты и кубки по сноуборду и фристайлу мирового уровня. Но кто, условно говоря, мешает в деревне Гадюкино сделать заснеженный склон, назвать «Солнечной долиной» и вводить людей в заблуждение? Или под Москвой открыть курорт «Манящий Аркаим?» Почему бренд «Челябинский метеорит» до сих пор не принадлежит Челябинску? Даже известного дизайнера Артемия Лебедева, помнится, это сильно удивило во время его визита на Южный Урал. Очевидно, что правообладателем бренда должен быть город — Чебаркуль или Челябинск. А пока это не закреплено, предприниматели уже подсуетились, выпуская различную продукцию под таким наименованием и тем самым размывая правообладание», — говорит Сергей Гаврюшкин.

По мнению юриста, если государство будет защищать бренды, это позитивным образом скажется на бизнес-климате, предпринимательской активности в регионе.

К слову, в ГЛК «Солнечная долина» о выстраивании бренда и юридической защите товарных знаков задумались более десяти лет назад. И сегодня известный бренд служит визитной карточкой, которая позволяет собирать в портфель такие знаковые проекты, как ГЛК «Завьялиха» и отель «Каменный цветок». Напомним, ГЛК «Завлялиха», некогда один из лучших курортов страны по уровню технического оснащения, пришел в упадок и требовал квалифицированного подхода к управлению, который в силу отсутствия компетенций в туристическом бизнесе не смогли обеспечить власти Трехгорного.

«У чиновников своя задача — руководить городским хозяйством, а обслуживание курорта — это совсем другая специфика, там не нашлось квалифицированных специалистов, чтобы этим заниматься. Поэтому он постепенно пришел в упадок и стал банкротом», — рассказал президент национального парка туризма и отдыха «Тургояк» Олег Сиротин.

В сентябре Олег Сиротин купил на торгах отель «Каменный цветок», а в начале декабря подписал договор аренды «Завьялихи» и сегодня выстраивает бренд-стратегию объединенного курорта.

«Мы совмещаем два бренда — «Завьялиха» и «Солнечная долина», создаем единый ски-пасс. Это первый в России случай, когда два горнолыжных курорта объединяются. И мы рассчитываем, что «Солнечная долина» вдохнет в «Завьялиху» вторую жизнь, что поможет нам войти в тройку лучших российских курортов», — добавил Олег Сиротин.

В новогодние праздники «Солнечная долина» запустила трансфер в «Завьялиху»: поездка на комфортабельном автобусе занимает немногим более полутора часов. Также в разработке находится проект реконструкции отеля «Каменный цветок». Олег Сиротин готовит предложения губернатору Алексею Текслеру по развитию курорта в перспективе 5-7 лет с превращением его в мощный туристический кластер. Гендиректор ГЛК «Солнечная долина» не исключил и дальнейшей экспансии, отметив, что в этот туристический кластер можно включить и ГК «Аджигардак» в Аше.

«Перечень объектов интеллектуальной собственности в Гражданском кодексе закрытый, но совсем недавно там появилась новая позиция — географическое указание. Мы должны оперативно среагировать и обеспечить защитой все природные и рукотворные чудеса Южного Урала», — отмечает Сергей Гаврюшкин. По мнению юриста, число корпоративных споров и судебных разбирательств, связанных с защитой интеллектуальной собственности, настолько велико, а познания бизнес-сообщества в этой сферы настолько обрывочны, что было бы крайне полезным учредить должность бизнес-омбудсмена по защите авторских прав при губернаторе области. Олег Сиротин также поддерживает эту идею, отмечая значимость защиты интеллектуальной собственности для бизнеса.


Возврат к списку