Юридическая компания "Гаврюшкин и партнеры"

Колыбельная для конкурента. Челябинский производитель «коконов» для младенцев судится за авторские права

Колыбельная для конкурента. Челябинский производитель «коконов» для младенцев судится за авторские права

3 Августа 2017 Автор: Станислав Смирнов Фото: предоставлено компанией «Фабрика облаков»
Колыбельная для конкурента. Челябинский производитель «коконов» для младенцев судится за авторские права

Челябинский предприниматель Вениамин Никитин намерен защитить в суде авторские права на изобретение «кокона» для новорожденных, аналоги которого наводнили российский рынок. Ответчики настаивают на том, что истец скопировал французскую модель. 

В Арбитражном суде Челябинской области во вторник, 1 августа, состоялось рассмотрение дела по иску Вениамина Никитина, ответчиком выступила компания «Седьмое небо» из Екатеринбурга. Суд рассмотрел образцы запатентованного и контрафактного изделий и отразил данные в протоколе судебного заседания. «Определено несколько организаций, которые проведут экспертизу контрафакта и формулы запатентованного изобретения», — сообщили «ЮП» представители истца. 

Вариант улучшения

По словам Вениамина Никитина, около двух лет назад его заинтересовала конструкция французского производства, которую он увидел у друзей. По словам Никитина, это был прототип колыбели «Зевушка», какую выпускала его компания «Фабрика облаков», только худшего качества. «Я увидел в этом некий вариант улучшения продукта. Был отлажен техпроцесс от электронного макета до производственных форм. Обратился к патентным поверенным, зарегистрировал полезную модель на территории нашей страны и начал работать», — рассказал предприниматель. 

Позже, когда у «Фабрики облаков» появились оптовые покупатели и начала формироваться сетка продаж, правообладателям стало известно о появлении на рынке аналогичной продукции. Однако предупреждения о нарушении патентных прав не возымели эффекта. После нескольких попыток решить вопрос путем переговоров Никитин обратился в суд с исковыми требованиями к двум компаниям: ООО ТД «Седьмое небо» и ООО «Медберри» (г. Санкт-Петербург). 

«Изначально позиция нарушителей звучала примерно так: «Мы не нарушаем ваши права, так как у нас другой размер данного изделия». При этом в формуле нашего изделия нет ни слова о габаритах, — отмечает Никитин. — Кроме того, нам сказали, что мы «слизали» изделие с французского производителя, поэтому не имеем права производить этот продукт. Но в самой формуле нашего изделия описано и показано, что именно мы улучшаем в этом изделии. Кроме того, французская модель не зарегистрирована на территории РФ». 

В компании «ТД «Седьмое небо» отказались аргументировать свою позицию, ссылаясь на то, что судебного процесса еще не было. «Даже основное заседание еще не назначено. Когда будет принято судебное решение, тогда и можно будет что-то комментировать», — отметил директор ООО «ТД «Седьмое небо» Владимир Жарков, добавив, что организации, которые будут проводить экспертизу, еще не определены. 

Размер не имеет значения

Вениамин Никитин признает, что их «кокон» отличается от французской колыбели лишь качеством материала, но, судя по всему, это достаточно веский аргумент для получения патента. По его словам, ключевое улучшение состоит в том, что основание «кокона» изготовлено из пенополиуретана высокой плотности и является монолитным, тогда как материал в импортной модели имеет низкую плотность и состоит из нескольких блоков, склеенных между собой. «При этом клей может быть каким-нибудь ядовитым», — предполагает он. Также от уровня плотности пенополиуретана зависит долговечность продукта. 

«Пионерских» изобретений сейчас практически не бывает, чаще всего что-то усовершенствуется в большей или меньшей степени, отмечает патентный поверенный компании «Челпатент» Елена Левина. «Поэтому ситуация с доработкой конструкции, которая позволила достигнуть определенного полезного результата и получить патент, вполне нормальная, — добавляет она. — Что касается размера изделия, то все зависит от того, что указано в формуле изобретения или полезной модели. Если в формуле размер не был указан в качестве одного из существенных признаков конструкции, то он не имеет никакого значения».

Презумпция доказывания

Эксперты отмечают: нарушения со стороны продавцов объясняются тем, что законодательная норма в ГК скорректирована недавно и далеко не все понимают, что несут солидарную ответственность наравне с производителем контрафакта. «Сегодня существует прямая норма в Гражданском кодексе, которая говорит о том, что если патентообладатель понес убытки, то предъявить их он может солидарно и производителю контрафактной продукции, и продавцу. Размер штрафных санкций — от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, — комментирует управляющий партнер юридической компании «Гаврюшкин и партнеры» Сергей Гаврюшкин, представляющий интересы истца. — Презумпция доказывания при этом лежит на нарушителе прав на объект интеллектуальной собственности. Поэтому, прежде чем предлагать товар к продаже, продавец должен проверять, подстраховываться». 

По оценкам Никитина, в Челябинске больше 20 компаний продают контрафактные «коконы», за которыми закреплены их права. Врач-педиатр Михаил Бабайлов советует при покупке колыбели обращать внимание на то, из каких материалов она сделана, имеются ли все разрешительные документы, сертификаты качества. «Это те моменты, на которые стоит обращать внимание в первую очередь. Все-таки речь идет о детях», — говорит врач. 

Следующий судебный процесс назначен на 29 августа 2017 года. Вениамин Никитин сомневается, что в деле будет поставлена точка, поскольку ответчики «тоже постоянно приобщают какие-то ходатайства, пытаются отстаивать свои права». «Если нам откажут, будем как-то пересматривать свою стратегию. Иначе непонятно, зачем мы тогда запатентовали изделие», — резюмирует он.
 

Возврат к списку