Юридическая компания "Гаврюшкин и партнеры"

Инструкция 74.ru: что делать, если после полёта пропал багаж

Инструкция 74.ru: что делать, если после полёта пропал багаж

26 июля 2017
2 666 5

Летние отпуска – в самом разгаре. Челябинцы рвутся отдыхать, невзирая на курс валют, стоимость авиабилетов, утомительные перелеты и часовые пояса. Но безмятежный отпуск может подпортить потеря багажа. 74.ru узнал, как вести себя пассажиру в этой ситуации, куда бежать первым делом и о чем не забывать потом, от кого требовать компенсацию и на какую сумму рассчитывать.

 
В аэропортах мира ежегодно теряется 25-30 миллионов чемоданов.
 

Прощай, чемоданчик!

После многочасовых перелетов с несколькими стыковками челябинке Анне хотелось побыстрей добраться до мягкой кровати, вытянуться во весь рост и провалиться в сон. Она быстро сбежала вниз по эскалатору и одной из первых подошла к ленте выдачи багажа. «Карусель» урчала и двигалась, выдавая на-гора разномастные чемоданы и сумки.

 

 
 
Большинство чемоданов теряется при стыковках.
 

 

– Надо же, как быстро, ждать не придется, – обрадовалась Анна и тут же увидела плывущий навстречу родной чемодан.

Поставив его рядом, она нетерпеливо поглядывала на ленту в ожидании второго. Но чемодан не торопился. Подходили люди, забирали свой багаж и уезжали из аэропорта. Анна уже обнялась с встречающими, «карусель» совершила несколько кругов – а багаж так и не появился.

– Пойдем посмотрим вон там, у стены, – предложили встречающие. – Может, его раньше с ленты сняли.

Среди нескольких бесхозных чемоданов была пара похожих, но чужих.

– Ерунда, сейчас заявление напишем – завтра привезут, – махнул рукой встречавший товарищ.

Анне хотелось бы проникнуться таким же оптимизмом, но этому мешал один факт – в чемодане остались платья, юбки, брюки, туфли, подарки и даже купальник. А ведь через два дня намечалась поездка на океан.

По разным статистическим исследованиям, ежегодно в аэропортах мира теряется от 25 до 30 миллионов багажных мест. Только представьте себе всю эту чемоданную армию! Но есть и хорошая новость: 97 процентов сумок возвращаются к хозяевам в течение пяти дней. Три процента багажа остаются, увы, пропавшими без вести.

Пишем заявление – получаем номер

Итак, запоминаем алгоритм действий пассажира при потере сумки или чемодана в аэропорту.

 

 
 
 

 

Первым делом, до выхода из зоны прилета, идем в службу розыска багажа. Она находится тут же, в районе лент, по которым кружатся чемоданы, выгружаемые из самолетов. Если дело происходит за рубежом, ищем табличку с надписью Lost & Found (в переводе с английского языка – потерянный и найденный).

Здесь пишем заявление о розыске багажа. Оно составляется в свободной форме или на специальном бланке, который вам дадут. Если чемодан потерялся за рубежом, бланк нужно заполнить на английском языке.

– В заявлении указываются паспортные данные пассажира и контакты для связи (адрес проживания, телефон, e-mail), маршрут следования, данные с багажной бирки (обычно она приклеена к посадочному талону). Также вас попросят описать внешний вид и особые приметы чемодана или сумки, перечислить вещи, которые были в пропавшем багаже, – рассказывает юрисконсульт юридической компании «Гаврюшкин и Партнёры» Ануш Арутюнян. – Вам выдают один экземпляр акта с отметкой о его принятии. Заявлению присваивают международный код, по которому можно в режиме онлайн на сайтах WorldTracer или авиакомпании, которая потеряла багаж, отследить, как ведутся его поиски. Обязательно сохраняйте полетные документы – посадочный талон и отрывной талон багажной бирки.

Некоторые авиакомпании снабжают пассажиров, потерявших багаж, предметами первой необходимости (зубная щетка, паста, бритвенный станок и тому подобное). Другие выдают небольшую сумму – от 50 до 150 долларов – на покупку предметов первой необходимости. За эти деньги вам придется потом отчитаться – их вычтут из компенсации, если багаж так и не найдут. В общем, все зависит от условий того или иного перевозчика. Ваше дело – сразу спросить, как авиакомпания может подсластить горькую пилюлю чемоданной потери.

Опытные путешественники рекомендуют оставлять на своих чемоданах различные пометки, например, яркие ленточки или наклейки. Перед вылетом внимателньо изучите свой чемодан, какого он цвета, какие на нем есть надписи, сколько колесиков, какие ручки, какого цвета замки и т.д. – все это пригодится при описании утерянной сумки о облегчит поиски.

Ждем известий

Перевозчик должен обеспечить розыск багажа немедленно, как только пассажир заявил о пропаже. Для этого авиакомпания направляет запросы в аэропорт отправления, в аэропорты, куда багаж мог быть доставлен ошибочно, а при обнаружении досылает багаж.

 

 
 
 

 

Бывалые путешественники рекомендуют не только отслеживать поиск своего чемодана по коду, но и самим настойчиво звонить в службы поиска багажа аэропорта и авиакомпании.

Если зарегистрированный багаж нашли, представители авиакомпании связываются с его владельцем (обычно по телефону) и привозят потерю в аэропорт или по просьбе пассажира по указанному им адресу проживания (пребывания, например, в отель). При этом доставка должна быть бесплатной для пассажира.

– На второй день нам позвонили из авиакомпании и порадовали, что чемодан нашли. В назначенное время приехал курьер, вынес багаж и попросил расписаться в бумагах, – рассказывает челябинка Анна. – А мы смотрим на чемодан и понимаем, что это не наш. Видимо, бирка от нашего багажа оторвалась, и ее по ошибке приклеили к рядом стоящей сумке. В общем, радость была преждевременной.

С кого требовать компенсацию

Если зарегистрированный багаж не найден в течение 21 дня со дня предъявления заявления, он считается утраченным, и пассажир вправе требовать возмещения вреда. Отвечать за это будет авиакомпания, которая регистрировала и загружала багаж в самолет.

– Пассажир обращается к перевозчику с письменной претензией, – поясняет Ануш Арутюнян. – Нужно направить ее ценным письмом с описью вложения и уведомлением, а также продублировать по электронной почте с приложением документов – заявления о неполучении багажа, багажной квитанции, документами, свидетельствующими о составе и стоимости утраченного багажа.

Претензию можно подать в течение двух лет со дня регистрации потерянного чемодана или сумки. Авиакомпании рассматривают претензию несколько месяцев – в среднем, от двух до четырех. При этом они могут потребовать дослать еще какие-либо документы или ответить на дополнительные вопросы. В случае положительного решения также возможны варианты. Одни перевозчики переводят деньги на счет пассажира, другие предлагают ваучер на полет на своих рейсах. Кстати, если сохранились чеки на купленные вещи, авиакомпания может частично или даже полностью вернуть деньги за эти вещи.

Сколько заплатят за потерю

При расчете имеет значение, как сдавался багаж: с объявленной ценностью или без объявления его цены. В первом случае можно рассчитывать на компенсацию, равную той ценности, которую объявил пассажир (и заплатил дополнительную сумму во время сдачи багажа).

 

 
 
Если при регистрации багажа пассажир объявил его ценность, потерю компенсируют полностью
 

 

Однако подавляющее большинство пассажиров просто сдают определенное количество мест багажа. При внутренних перевозках компенсация определяется согласно ст. 119 Воздушного кодекса РФ:

  • не более 600 рублей за килограмм веса багажа или груза;
  • за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, – в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления – не более чем 11 тысяч рублей.

Что касается международных воздушных перевозок, то здесь интереснее. Компенсация может рассчитываться по Монреальской или Варшавской конвенциям – в зависимости от того, где состоит авиаперевозчик. Монреальская определяет размер максимальной выплаты как 1000 условных единиц за одно место багажа (это примерно 1200–1300 евро). Но, увы, в отношении российских граждан эти правила не применяются.

В соответствии со ст. 22 Варшавской Конвенции (по ней работает Россия) при перевозке зарегистрированного багажа и товаров ответственность перевозчика ограничивается суммой в 250 франков с килограмма, за исключением особых случаев. Французский франк приравнивается к 65,5 миллиграммам золота пробы девятьсот тысячных. Но обольщаться преждевременно: существует еще масса договоров, и в итоге ответственность перевозчика за утерю багажа ограничена 20 долларами США за килограмм.

Подавая претензию, пассажир требует возместить стоимость утраченного багажа, исходя из вышеприведенных норм, понесенные убытки и компенсацию морального вреда.

– Что касается морального вреда, то сумму лучше запрашивать разумную, например, тысяч пять. Больше все равно не взыщут, – советует юрист Ануш Арутюнян. – В случае, если перевозчик предлагает какую-то сумму, которая вас не устраивает – берите ее, а за остатками идите в суд. Если вообще отказывают, идем сразу за всем в суд: просим размер компенсации, моральный вред, неустойку за нарушение срока уплаты компенсации, штраф 50%, убытки (если понесли) и судебные расходы.

А вы теряли свой багаж при перелетах по России и за границей? Делитесь своими историями и советами в комментариях.

 
 
 
Алла Скрипова Написать письмо
Фото: Олег Каргаполов, Полина Авдошина (инфографика), Алла Скрипова



Оригинал материала: http://chel.74.ru/text/question/324617390800896.html

 

Возврат к списку