Российским предпринимателям, которые поставляют свою продукцию за рубеж или открывают в других странах производства, важно оформить права на товарный знак не только в России, но и в тех государствах, с которыми связан бизнес. Особенно остро вопросы интеллектуального права встают в настоящее время, когда чуть ли не каждый день появляются сообщения о новых санкциях в отношении России. Как можно защитить свои права за пределами РФ и почему важно это сделать, рассказал юрист по защите интеллектуальной собственности юридической компании «Гаврюшкин и партнёры» Сергей Гаврюшкин.

Российские охраноспособные документы распространяются только на территорию нашей страны. И как только любой производитель вывозит свой товар за границу, он может столкнуться с тем, что на территории другого государства будет действовать другой товарный знак, схожий или одинаковый по наименованию с его собственным. В этом случае товар российского производителя на границе могут арестовать и уничтожить. Не исключено, что это будет сделано без умысла, но возможно, за рубежом только и ждут наших продавцов и изготовителей, чтобы нанести им урон.



В свете множественных экономических санкций эта проблема может обостриться, что скажется на отечественных изготовителях и продавцах, которые довольно халатно относятся к оформлению своих прав. И если на территории России предприниматели ещё проявляют активность, подают заявки в Роспатент, получают свидетельства, патенты, то международных заявок очень мало. О такой возможности многие просто не знают. А те, кто знает, не понимают, почему этим так важно заниматься. Товарный знак можно зарегистрировать в других странах в соответствии с Мадридским соглашением. В него входит большое количество стран, в том числе и Россия. По соглашению, производитель может подать международную заявку на товарный знак, отправив один раз документы, которые будут распространяться на все страны Мадридского соглашения. Правда, за каждую страну придётся платить пошлину, которая рассчитывается в швейцарских франках. Заявка направляется в Роспатент, он уже передаёт документы в Женеву, которая рассылает заявки по государствам Мадридского соглашения. Дальше предприниматель ждёт ответа из тех стран, куда направлялись документы. В настоящее время российским правообладателям по надуманным основаниям часто отказывают в регистрации Украина и страны ЕС. Я сам с этим столкнулся.



Если вам отказали по Мадридскому соглашению, нужно просто связываться с патентным поверенным соответствующей страны и начинать оспаривать отрицательное решение. И только со свидетельством о регистрации товарного знака, можно начинать продавать товар на территории той или иной страны, а также запрещать другим лицам использовать свой товарный знак.



В сфере интеллектуальной собственности, на мой взгляд, сейчас остро стоит проблема рейдерства. Особенно оно распространено в европейской части России. Например, в Москве, Петербурге существуют компании, которые регистрируют на себя огромное количество товарных знаков и ждут, когда какое-то из оформленных наименований появится на рынке. Тогда эти фирмы либо продают производителю свой знак, либо запрещают производство. Есть и более агрессивные организации, которые выискивают на рынке успешные бренды, работающие без регистрации товарного знака, и быстро оформляют этот знак на себя. Потом фирмы-правообладатели начинают взыскивать с производителя серьёзные компенсации, либо просто пытаются дорого продать этот знак. Бывает даже, что компании специально регистрируют на себя товарный знак конкурента, чтобы впоследствии запретить сопернику производить и продавать свои товары. Наше законодательство подобные ситуации, конечно, предусмотрело. И есть постановление пленума Высшего арбитражного суда совместно с Верховным судом о том, что если установлено злоупотребление правом, то в иске недобросовестным правообладателям необходимо отказать. Есть антимонопольная служба, которая может признать факт регистрации товарного знака недобросовестной конкуренцией. Это всё действительно работает, но на споры и разбирательства могут уйти годы, что, безусловно, скажется на бизнесе, его прибыльности.



В моей практике были случаи, когда российские предприниматели серьёзно пострадали из-за отсутствия должного внимания к своим товарным знакам и их международной регистрации. Один российский производитель заказывал спортивные костюмы в Китае. У него был товарный знак по территории Российской Федерации, он спокойно ввозил и продавал одежду в своей стране. Потом решил открыть в Китае производство костюмов. Пока их шили, кто-то зарегистрировал в Китае товарный знак, под которым производил одежду россиянин. И когда бизнесмен ввозил продукцию в нашу страну, товар арестовали на таможне. После этого от китайца поступило предложение купить зарегистрированный ранее товарный знак. И нашему производителю пришлось это сделать, поскольку он намеревался развивать свой бизнес. В этом случае китаец умышленно регистрировал товарный знак с целью последующей продажи.



Однако в моей практике есть другой случай с другим производителем спортивных костюмов. У него был зарегистрированный знак TeensTime. В Китае при производстве костюмов на них решили нашить три полоски, не согласовывая это с производителем. Как только товар попал на территорию России, его арестовали, потому что три полоски сразу ассоциируются с фирмой Adidas. Производителя оштрафовали, товар изъяли и уничтожили. И ещё Adidas предъявил иск о взыскании компенсации за нарушение прав. В данном случае человек пострадал неумышленно.



Я призываю предпринимателей внимательнее относиться к своим товарным знакам, своей интеллектуальной собственности и к интеллектуальной собственности других игроков рынка. Если вы собираетесь выходить на рынок, я советую продумать, под каким названием, под каким брендом будет продвигаться продукция, также советуют провести патентный поиск. Это стоит несколько тысяч рублей, но при этом позволяет спокойно производить и продавать товар. Если вы чувствуете, что на ваш бренд осуществляются атаки конкурентов, бывших партнёров по бизнесу, нужно обращаться к юристу. И тут как с врачом: чем скорее расскажете о своей проблеме, тем проще и дешевле будет её решить.