За обсчет и обвес – 500 тысяч штрафа

За обсчет и обвес – 500 тысяч штрафа

За предоставление потребителю неполной или недостоверной информации о товаре или услуге, в качестве компенсации за некачественное обслуживание, продавец должен будет вернуть пятикратную цену товара. А за обвешивание и обсчет покупателей в особо крупном размере накажут штрафами до полумиллиона рублей. Всё это произойдет, если будут приняты два законопроекта, поступившие недавно в Госдуму. Чем поясняют законотворцы необходимость карательных изменений и к каким последствиям для бизнеса они могут привести – в тексте на Chel.ru.

В Госдуму РФ поступил законопроект, ужесточающий ответственность продавца. В частности, если он дает потребителю неполную или недостоверную информацию о товаре или услуге, в качестве компенсации за некачественное обслуживание он должен вернуть не просто полную стоимость, а цену товара, увеличенную в пять раз, пишет «РГ».

«Также потребитель получает безусловное альтернативное право требования компенсации вреда в размере стократной цены, уплаченной за товар, работу или услугу, причинившей вред его жизни, здоровью или имуществу», – отмечается в пояснении к документу.

Помимо этого законотворцы предложили увеличить штрафы за обвес покупателей. Так, за обвешивание и обсчет покупателей в особо крупном размере продавцов могут наказывать штрафами до полумиллиона рублей. Авторы проекта закона, внесёного в Госдуму, считают, что эти меры усилят защиту потребителей.

Сейчас в Кодексе об административных правонарушениях уже предусмотрены штрафы за обман потребителей: обмеривание, обвешивание и обсчет влекут штраф для физлиц от трех до пяти тысяч рублей, для юрлиц – от 20 до 50 тысяч. Введение потребителей в заблуждение относительно свойств и качества товаров или услуг карается штрафом для физлиц до пяти тысяч, для юрлиц – до 50 тысяч рублей.

Депутаты предлагают изменять денежное наказание в зависимости от стоимости, которую потребитель уплатит за товар или услугу. Значительный размер приобретенных товаров – от тысячи до 250 тысяч рублей, крупный – от 250 тысяч до полумиллиона, особо крупный – от полумиллиона рублей. Если потребителя обвесили, обсчитали или обмерили на крупную сумму, штраф для физлица составит до 30 тысяч рублей, для юрлиц – до 200 тысяч. Если имеет место особо крупный размер обмана, то ответственность для юрлиц возрастает до полумиллиона.

Эксперты Chel.ru считают, что законопроекты неминуемо повлекут за собой всплеск такого явления, как потребительский экстремизм.

«Законопроект, с одной стороны, в принципе, обоснован, ведь действующая мера ответственности за предоставление потребителю недостоверной информации о товаре, работе и услуге не стимулирует продавцов/исполнителей осуществлять свою деятельность с учетом требований законодательства, – рассуждает ведущий юрисконсульт юридической компании «Гаврюшкин и партнеры» Ануш Арутюнян. – В настоящее время, если реально анализировать договоры, заключаемые между потребителями и продавцами/исполнителями, а также тот объем информации, который предоставляется потребителю в момент заключения договора, можно сделать вывод о том, что только единицы предоставляют всю необходимую потребителю информацию». В связи с этим предложенный законопроект может породить злоупотребление со стороны потребителей, ведь необходимо соблюдать баланс прав и интересов как потребителя, так и продавца/исполнителя, а для этого мера ответственности должна быть соразмерна произведенному нарушению, указала эксперт.

Схожего мнения придерживается и адвокат адвокатского бюро «ЛЕ-АРМ» Татьяна Смышляева.

«Законодатель как правило предусматривает варианты правовой защиты потребителей различными отраслями права, – отметила Татьяна Смышляева. – В основном, конечно, используется гражданско-правовой способ защиты. Наиболее характерные санкции здесь сводятся к возмещению правонарушителем имущественного вреда и восстановлению нарушенного права. Новый законопроект в части повышения ответственности продавца за недостатки товара, возникшие в результате непредоставления полной и достоверной информации о товаре, услуге, работе покупателю, возможно, спровоцирует не столько желание продавцов привести в соответствие требованиям законодательства информацию о товарах, сколько приведет к повышению потребительского экстремизма».

«Полагаю, что предоставление недостоверной информации о товаре по сравнению с иными нарушениями прав потребителей не является таким серьезным, за которое необходимо предусмотреть столь суровую меру ответственности, – продолжает Ануш Арутюнян. – К тому же в момент заключения договора потребители имеют реальную возможность ознакомиться с условиями договора и в случае отсутствия необходимой им информации либо самостоятельно ее истребовать, либо попросту не заключать такой договор. С другой стороны, не думаю, что повышение меры ответственности в сфере торговли существенно снизит количество нарушений, может быть, в первое время».

По мнению экспертов, штрафы, которые установлены сейчас за обман и обвес в сфере торговли потребительскими товарами, являются вполне достаточными. Главная проблема для потребителей сейчас – обман в банковском обслуживании и в интернет-торговле.

«Зачастую при заключении страховых или кредитных договоров организации намеренно включают в них незаконные условия, о которых не предупреждают потребителя, – цитирует главу Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрия Янина «Российская газета». – Поэтому в этой сфере услуг стоит повысить контроль и штрафы за намеренный обман. В малом бизнесе в сфере услуг не может быть таких крупных обвесов. Помимо этого, часто с недостоверной информацией сталкиваются покупатели интернет-магазинов, поскольку в дистанционной торговле проще скрыть какие-то недостатки или несоответствия товаров, поскольку покупатель не может, как в обычном магазине, потрогать, рассмотреть товар и сравнить соответствие этикетки с содержимым коробки».

Как бы то ни было, предложенные проекты законов в первую очередь отразятся именно на малом бизнесе – они способны его не просто подкосить, а выкосить, уверены респонденты Chel.ru.

«Это будет очень серьезный удар по малому бизнесу, – считает вице-председатель совета ЧРО «Опора России» Николай Дейнеко. – Этот законопроект лоббирует интересы крупных и средних ритейлеров. Существующие штрафы и без повышения достаточно серьезны для небольших торговых предприятий. Думаю, что как только примут такие гигантские штрафы, от малой торговли останутся лишь воспоминания. Достаточно будет одной проверки в мелком розничном магазине с единственным недочетом – и ему останется только закрыться. Для ипэшника штраф в 500 тысяч рублей – это смертный приговор».

Что касается обвесов, то респондент Chel.ru предложил иной выход.

«Давно бы уже пора регламент прописать: при развесе колбасы, сыра и прочих подобных продуктов упаковывать их в вакуумную упаковку, – говорит Николай Дейнеко. – Ну как уследить в розничном магазине за всем? Может, покупатель плёнку пищевую отогнул и попробовал кусочек, а продавцу штраф за это в полмиллиона платить? Оба эти законопроекта очень негативно отразятся на мелкорозничной торговле и приведут впоследствии к укрупнению торгового бизнеса в стране – малыши просто вымрут. Я не возражаю, что в торговле должен быть наведен порядок, но не такими способами. К тому же сейчас не время для таких законопроектов».



Оригинал материала: http://chel.ru/text/business_news/144282032001024.html?full=3

 

Возврат к списку