Юридическая компания "Гаврюшкин и партнеры"

Нечистое партнерство

 

 
 
Бизнесмен оформил товарный знак на чужую продукцию
Предприниматель из Смоленской области, манипулируя правами на объекты интеллектуальной собственности, сумел завладеть технологией, созданной автором из Челябинской облас­ти, не успевшим запатентовать свой продукт.

Уникальный материал для очистки промышленных стоков от меди, никеля, железа, цинка, хрома, свинца, марганца и других тяжелых металлов, созданный кыштымским разработчиком Николаем Стуковым, еще в 2015 году заинтересовал власти Челябинской области и был признан импортозамещающим. На сегодняшний день технология внедрена более чем на 35 предприятиях региона и страны, в том числе оборонных. Однако в начале 2016 года стало известно, что предприниматель из Смоленской области предлагает к продаже аналогичный продукт под собственной торговой маркой.

- Наше небольшое семейное предприятие занималось производством сорбента, а предприниматель из Смоленска по заключенному между нами соглашению был его единственным продавцом, - рассказывает Николай Стуков. - В 2016 году от него поступил очередной заказ на поставку 30 тонн продукции. Для упаковки заказчик предоставил свою тару - тысячу мешков с надписью.

Партнеры предложили Стукову отныне отправлять продукт в упаковке с новым названием. Он отказался.

Зарегистрированная торговая марка позволяет правообладателю продавать под этим названием все, что угодно. Патент же защищает техническую сущность. Но если патента нет, то и основания для спора нет

- Ввиду того что между бывшими партнерами не было заключено никакого соглашения о возможности использования товарного знака, заказчик фактически провоцировал Стукова: получив партию сорбента в мешках с новой маркировкой, он вполне мог заявить о том, что осуществил контрольную закупку, которая подтвердила факт нарушения его товарного знака. Стукову в этом случае грозил бы штраф в размере до пяти миллионов рублей, - комментирует ситуацию Сергей Гаврюшкин, управляющий партнер юридической компании.

Теперь смолянин производит сорбент сам и продает под своей маркой. Разработчик уверен: технология осталась прежней (по его словам, бывший партнер ранее задавал много вопросов об особенностях производственного процесса). Но доказать, что его права на изделие нарушены, Стуков не может: патента у него пока нет.

- Зарегистрированная торговая марка, которая может включать логотип, название, картинку, позволяет правообладателю продавать под этим названием все, что угодно, - поясняет патентный поверенный Елена Крешнянская. - Патент же защищает техническую сущность. Нарушением патента является использование всех признаков независимого пункта формулы. Но если патента нет, то и основания для спора нет.

Эксперты советуют всем, кто создает или использует интеллектуальную собственность, проверять выдачу патента на тот или иной продукт и наличие правообладателя на сайте Роспатента. Причем существуют как общедоступная база, так и платный сервис, позволяющий получить более подробную информацию по изобретениям, товарным знакам, полезным моделям.

- Если патент еще не получен, а подана только заявка, то информация недоступна, даже за плату. Только после публикации патента (или заявки на изобретение через 18 месяцев после ее подачи, если не принято решение о выдаче патента) информация становится общедоступной, - говорит патентный поверенный Елена Левина.

 

Возврат к списку