Юридическая компания "Гаврюшкин и партнеры"

Маршрутки попали под прицел прокуратуры

 

12 октября 2015
 

Прокурор Челябинска попросил главу города Евгения Тефтелева привлечь к дисциплинарной ответственности виновных в росте цен на проезд в городских маршрутках. Между тем вскоре, вслед за увеличением стоимости проезда в маршрутных такси, цену билетов может поднять и городской транспорт. О ситуации на рынке перевозок Челябинска и что грозит маршрутчикам, поднявшим цены без согласования с тарифным органом, – в тексте на Chel.ru.

Что обеспокоило прокуратуру

Ответом на многочисленные жалобы челябинцев на необоснованное повышение стоимости проезда в маршрутках в адрес властей стало внесение прокурором Челябинска Романом Самойловым главе города Евгению Тефтелеву представления об устранении нарушений закона в сфере регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам, сообщила старший помощник руководителя областного надзорного ведомства Наталья Мамаева.

По результатам межведомственного совещания с участием профильных министерств и ведомств, а также городской администрации принято решение о проведении проверки юрлиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в сфере пассажирских перевозок. По ее окончании будет решен вопрос о привлечении виновных к административной ответственности за нарушение порядка ценообразования (ст. 14.6 КоАП РФ).

«Проверка прокуратуры города показала, что управлением транспорта администрации Челябинска договоры с юрлицами и предпринимателями на обслуживание пяти маршрутов, на которых наблюдается незаконное повышение тарифов, не заключены, – уточнила Наталья Мамаева. – Это маршруты №8 «ЧМК–ЮУрГУ», №66 «Станция Шершни – Училище», №90 «Солнечный берег – ЧМК», №12 «Автоцентр–ЧТЗ», №42 «Автопарк – поселок Каштак».

Управление транспорта, зная, что ряд внутримуниципальных маршрутов обслуживают нелегальные перевозчики, в том числе допустившие незаконное подорожание проезда, в отсутствие договоров на выполнение перевозок по этим маршрутам с добросовестными хозяйствующими субъектами меры к организации торгов на право их заключения в течение длительного периода не принимает. Это, по мнению надзорного ведомства, изначально исключает контроль за перевозчиками и их ценовой политикой.

«Попустительство управления транспорта приводит к нарушениям участниками рынка, которые чувствуют безнаказанность, вызванную отсутствием контроля за их деятельностью со стороны уполномоченного органа и оформленной органом местного самоуправления в установленном порядке документации, – объяснила Наталья Мамаева. – При установлении фактов неоднократных нарушений перевозчиками договоры с ними не расторгаются. Мониторинг работы перевозчиков проводится не в полном объеме».

На данный момент прокуратура Челябинска рассматривает жалобы на повышение стоимости проезда на 19 маршрутах частных перевозчиков: №8 «ЧМК–ЮУрГУ», №14 «Мамина–Нефтебаза», №40 «Пос. АМЗ – Бр. Кашириных», №66 «Ст. Шершни – Училище», №78 «Ак. Королева – Мамина», №22 «Скульптора Головницкого – Училище», №36 «Федоровка – Ж/д вокзал», №53 «Кардиоцентр – пос. Новосинглазово», №35 «Пос. Новосинеглазово – Приборостроительная», №3 «Политехникум–ЧВВАКУШ», №90 «Солнечный берег–ЧМК», №91 «Пл. Я. Осадчего – Бейвеля», №10 «ЧМК–ЮУрГУ», №72 «Ж/д вокзал – ЧМК», №50 «Чичерина–Мамина», №85 «Новосинеглазово–Мамина», №42 «Автопарк – пос. Каштак», №56 «Ж/д вокзал – Чичерина», №12 «Автоцентр–ЧТЗ».

Поднять цены разрешили избранным

Как ранее сообщал Chel.ru, повышать стоимость проезда в маршрутках с 18 до 20-21 рубля частные перевозчики Челябинска начали в июне. Но только в начале августа министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области узаконили этот рост цен до 20 рублей и только в четырех маршрутках города. Такие заключения выданы ООО «Сервис – Транс» на маршрут №19 «Чистопольская–Приборостроительная»; ООО «Автолига» на маршрут №86 «Зальцмана – пос. Шершни – Зальцмана»; ИП Деменюк С. А. – на маршруты №11 «Железнодорожный вокзал – ЧМК» и №96 «Железнодорожный вокзал – Автоцентр».

Пока минтарифов больше никому рост цены билетов не узаконило. «Количество компаний, которым выдано разрешение на увеличение стоимости проезда, не увеличилось, дополнительных разрешений на повышение цены билетов не выдано», – сообщили Chel.ru в министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.

«Мне как перевозчику не понятен смысл: почему части перевозчиков повышение цены билета за проезд согласовали, а остальным – нет, – комментирует президент некоммерческого партнерства «Челябинский областной автотранспорт» Станислав Новичихин. – Неужели у кого-то горюче-смазочные материалы, резина или запчасти дешевле? Я считаю, что министерство тарифов области должно устанавливать максимальный тариф, в пределах которого перевозчики могут работать. Ведь это неправильно, когда кто-то может ездить по адекватной, более выгодной цене, а другие – нет».

Ситуацию на рынке пассажирских перевозок упростило бы наличие предельного тарифа, уверены эксперты Chel.ru.

«В таком случае включились бы рыночные механизмы, – уверен Станислав Новичихин. – Частные перевозчики умеют считать деньги: если им экономически невыгодно или пассажир с ростом цены начинает уходить, они начинают регулировать цену рублем. А если стоимость поднять выше, чем готов заплатить пассажир, то, разумеется, пассажиры начнут искать альтернативу поездкам и уйдут с маршрутов. Именно поэтому цена всегда в таком случае будет балансировать на том уровне, на какой согласятся пассажиры, но при этом она еще будет ограничена предельно максимальным тарифом. Хотя каждая копейка, которую пассажир платит свыше того, что привык отдавать сейчас, в любом случае будет восприниматься негативно».

Перевозчики указывают, что рыночная ситуация такова, что настало то время, когда приходится повышать цену до 20 рублей, даже если не хочется.

«Это та цена, которая в нынешних условиях работы способна хотя бы частично успокоить перевозчиков, не дать им погибнуть, и при этом такая стоимость проезда не будет очень сильно разниться с возможностями пассажиров, – уверяет директор ООО «Трейд-авто» Алевтина Даутова. – Считаю, что та волна повышения цен, которая активизировалась в конце сентября, охватит практически весь частный маршрутный транспорт – дальше работать в убыток не имеет смысла. Думаю, цены поднимут практически все, видимо, и мои компании тоже».

Респонденты сайта также отметили, что вслед за увеличением стоимости проезда в челябинских маршрутках цена билета может вырасти и в муниципальном транспорте.

«Мы просчитывали для МУПа концепцию развития пассажирского транспорта – цена билета в 20 рублей для МУПа на сегодня уже назрела, – комментирует Станислав Новичихин. – Наверное, в этом пределе она и должна быть. Больше того, могу сказать, что буквально несколько дней назад муниципальные предприятия подали в министерство тарифного регулирования заявки на утверждение максимального тарифа. Какую именно цену утвердят, пока не знаем, будем ждать».

Отказ от регулируемого тарифа на проезд в общественном транспорте – одно из предложений, которые готовит специальная рабочая группа гордумы.

«Уход от регулируемого тарифа позволит муниципальным предприятиям работать самим на себя. Наша задача – увеличить долю муниципального транспорта на челябинском рынке еще на 20%, – комментирует председатель гордумы Станислав Мошаров. – Это не значит, что кого-то будут выгонять, задача – предоставить лучшие услуги. Более комфортный транспорт должен вовремя приходить, соблюдать расписание. За счет этого должен увеличиваться пассажиропоток. В том числе муниципальные предприятия должны давать меньшую нагрузку на бюджет города».

«Себестоимость билета в общественном транспорте составляет 23 рубля», – указал директор МУП «Челябинскавтотранс» Эдуард Маховской.

Какое наказание грозит маршрутчикам

Если не лукавить, наказать грозятся уже давно – с мая этого года, напомнил Новичихин. «Насколько мне известно, – а я думаю, что мне известна достоверная информация, – ни один из перевозчиков не наказан до сих пор за рост стоимости проезда без согласования, – продолжает он. – Но, наверное, орган, принимающий обоснование о том или ином тарифе, должен регулировать наказание и не давать своим «детям»-перевозчикам самостоятельно поднимать цены. Должен декларировать, мониторить, применять. И, насколько мне известно, многие перевозчики приходили за согласованием тарифов, но по тем или иным причинам документы им возвращали, их просили донести бумаги, что-то изменить, заново принести, потом изменилась система тарифоутверждения... В общем, все настолько сложно, что пока больше вопросов, чем ответов».

Ответственность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за завышение регулируемых государством цен на услуги, в том числе и по пассажирским перевозкам, регулируется частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, напомнил управляющий партнер юридической компании «Гаврюшкин и Партнеры» Сергей Гаврюшкин.

«Подобное нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей, – указал Сергей Гаврюшкин. – Должностным лицам грозит штраф в 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет, юридических лиц могут наказать двукратным размером излишне полученной выручки от реализации товара, работы или услуги вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года. Вместе с тем наказание за подобное нарушение достаточно серьезное: размер штрафа соотносим с размером полученной прибыли, даже в некоторых случаях превышает сумму прибыли».



Оригинал материала: http://chel.ru/text/business_news/88443497730048.html

 

 

Возврат к списку