«Другие» способы захвата рынка

«Другие» способы захвата рынка

Завтра (28 ноября) Арбитражный суд Челябинской области рассмотрит необычное дело, где истец – челябинское общество «ЭСБ-Технологии», который зарегистрировал общеупотребимую в профессиональной среде аббревиатуру «ПЛЭН» (пленочный электронагреватель), пытается запретить другим предпринимателям производить данный продукт.

Как выяснилось, это не единственное креативное решение со стороны истца по выдавливанию с рынка других производителей пленочных электронагревателей. На руках у одного из ответчиков имеется платежное поручение, где общество «ЭСБ-Технологии» перевело денежные средства на личную карту некого Сергея Никитского – известного ТОП-блогера.

* Практически одновременно (с разницей в один-два дня) на страницах ЖЖ десятка блогеров выходят статьи, где каждый из них якобы для личных нужд покупает наш запатентованный продукт – электронагреватель «Зебра», - рассказывает директор компании «ПСО-Проджект» Игорь Панасюк. – Использовать его у них не получается. После этого они приобретают продукцию «ЭСБ-Технологии» и у них всё работает. Весь этот негатив сливается в FB и другие соцсети, откуда информация расползается по множеству дружественных блогерам подписчиков и заполняет всю интернет-сеть.

Предпринимателю показалось странным, почему все блогеры (из разных городов) говорят только о продукции двух челябинских производителей и практически одно и то же. Проанализировав ситуацию, выяснилось, что все блогеры по соцсетям находятся друг у друга «в друзьях», а два из них, каждый из которых пишет свою историю, вообще имеют одну фамилию, что не исключает между ними брачные отношения.

На сайтах обоих производителей есть многочисленные материалы, как о достоинствах собственной продукции, так и о недостатках конкурентов. И выводы не такие однозначные, как у вышеупомянутых блогеров. Становится понятно, что между компаниями идет конкурентная, даже не борьба, а самая настоящая война. И если СМИ «валить конкурентов» без явных доказательств не позволяет закон, то блогер с раскрученным ЖЖ в такой войне может стать идеальным оружием.

Вот часть финансового документа, в котором получателем средств выступает Сергей Никитский, который на 310 месте (оно, кстати, может меняться, как и у других) в общем рейтинге блогеров страны, а плательщиком – общество «ЭСБ-Технологии».

https://bfm74.ru/upload/medialibrary/973/9735c9b2f8ed88b349ea7234077f242e.jpg

Компания «ЭСБ-Технологии» перечислила 125 тысяч рублей предоплаты на карту Сергею Никитскому. Первый платеж был сделан до выхода порочащих материалов в свет.

А вот часть другого финансового документа,

https://bfm74.ru/upload/medialibrary/d4e/d4e781ddd1bdd3604e93b6b76502c182.jpg

…где 7 декабря блогеру Никитскому на карту перечислены еще 125 тысяч рублей, по всей видимости, в качестве окончательного расчета. Нетрудно подсчитать, что полный расчет произошел через две недели после выхода последней оригинальной публикации.

До организации блогерской кампании в одном из челябинских изданий выходит статья под заголовком «В ПЛЭНу у махинаторов», которая негативно характеризует одного из челябинских производителей – общество «ПСО-Эволюшн». Все блогеры ссылаются на данную статью как на независимый и заслуживающий доверие источник, что опять же, по словам предпринимателей, наносит удар по репутации компании и их продукту.

* Я понимаю, зарабатывать хотят все – и журналисты, и блогеры. Глупо прикидываться альтруистами, - поясняет директор компании «ПСО-Проджект» Игорь Панасюк. – Вот только правду от вымысла потребителю отличить становится очень и очень сложно. В настоящее время в отношении СМИ, которое распространяет откровенную клевету, подано исковое заявление в суд о защите чести, достоинства и деловой репутации. В суд представлены неопровержимые доказательства, и мы требуем удалить порочащие нас сведения, а также опубликовать опровержение. Проблема в том, что суд – дело длительное, а негативная информация всё это время работает, - поясняет Панасюк.

Управляющий партнер юридической компании «Гаврюшкин и Партнеры» Сергей Гаврюшкин, проанализировав ситуацию, приходит к следующим выводам:

* К сожалению, данная категория дел – о защите чести, достоинства и деловой репутации очень сильно усложнена и требует соблюдения целого ряда условий: с одной стороны, нужно четко доказать, что высказывания являются порочащими репутацию сведениями, клеветой или оскорблением и прочее, а не размышления, мнения человека. С другой стороны, нужно доказывать убытки, которые другая сторона понесла в связи с этими сведениями. Это может быть представленный в суд договор с третьим лицом, которое его расторгло из-за того, что столкнулось с негативом в соцсетях или блогах.

В связи с несоразмерно высоким бременем доказывания, по сути, означает дозволение виновной стороне распространять порочащие сведения без каких-либо негативных последствий материального характера, иными словами, безнаказанно причинять вред другому участнику гражданского оборота.

Следует также отметить, что установленные в ст. 152 ГК РФ способы защиты деловой репутации (публикация опровержения, ответа) не являются эффективными и достаточными для восстановления нарушенного права организации на деловую репутацию в случае распространения порочащих сведений в сети Интернет. Существует большая вероятность того, что лица, узнавшие о порочащей и не соответствующей действительности информации, не будут ознакомлены с ее опровержением или ответом на нее, поскольку интерес к информационному поводу в целом будет потерян.

Что же касается клеветы, которое может являться уголовным преступлением и подпадает под статью 129 УК РФ, то здесь пострадавшая сторона должна обратиться к мировому судье и ко всему прочему, доказывать еще и умысел.

Более простым и действенным способом добиться нужного эффекта – поправить репутацию, эксперты считают реализацию контрмер: нанять десяток блогеров, которые проведут сравнения по конкретным характеристикам и напишут соответствующие отзывы.

 

Возврат к списку