Борьба с курением в России на фоне нарушения прав человека

Борьба с курением в России на фоне нарушения прав человека

В январе Минздрав России предложил «Концепцию осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2017-2022 годы и дальнейшую перспективу». Среди предложений есть и достаточно здравые, и откровенно бредовые. Бредовых больше. Минфин и Минпромторг концепцию не поддержали.

Первой европейской страной, введшей в марте 2004 года запрет на курение на рабочих местах, в ресторанах, пабах и в других общественных местах, стала Ирландия. Норвегия приняла такой закон на несколько месяцев позднее. За ними последовали и другие страны. Каждая страна озаботилась своим антитабачным законодательством. Были как удачные примеры, так и полностью провальные. Российские законы относятся ко второму случаю. По заявлениям многих экспертов, наши законы противоречат нормам Конституции России.

Для начала напомним, какие меры были приняты в 2013–2014 годах для снижения количества курящих:

1.Было запрещено курить во многих общественных местах: рестораны, аэропорты, общественный транспорт, школы, больницы.

Представим ситуацию. Вы - курящий человек. Пьёте кофе в кафе. На улице - 30 градусов мороза. Вам захотелось закурить. Можно было бы воспользоваться залом для курящих с приличной вытяжкой, где пагубная привычка не помешала бы прочим посетителям. Но нет такого зала. Так что надо одеваться и выходить на улицу - замерзшими, задубевшими пальцами терзать несчастную папиросу.

2.Отныне сигареты не продаются в киосках, а в магазинах запрещено открыто выставлять их на продажу.

Запрет на продажу сигарет и пива в киосках практически убил этот сектор экономики, соответственно, резко сократив и налоговые поступления.

3.Существует предписание требовать паспорт у покупателя, чтобы не дать возможности курить детям.

Это одна из немногих разумных и оправданных мер.

4.Производители обязаны на пачках сигарет иметь предупреждения о вреде курения.

Картинки-страшилки на пачке – мера, по-детски наивная и рассчитанная непонятно на кого.Вы УЖЕ покупаете пачку сигарет. Значит, уже курите какое-то время. И что, увидев страшную картинку, образумитесь, раскаетесь, встанете на путь истинный и, возможно, уйдёте в монастырь? Видимо, данная мера рассчитана на людей, покупающих пачку впервые. Но никто не начинает курить так. Впервые курят предложенную другом сигарету, в компании, в армии, а за пачкой идут, уже фактически «подсев».

5.Увеличение налогов на табачные изделия в три раза повысило стоимость пачки сигарет в период с 2012 по 2016 годы.

А вот и меры, предлагаемые Министерством здравоохранения в рамках антитабачной концепции:

1.Запрет на продажу табачных изделий лицам, рожденным после 2015 года. То есть, начиная с 2033 года, у нас начнёт формироваться когорта населения, для которой легально купить табак будет в принципе невозможно. Сингапур и Великобритания тоже в начале двухтысячных обсуждали возможность запрета табачных изделий для тех, кто родился после 2000 года, но не приняли такого закона.

Самое спорное на данный момент предложение. Безусловно, предложение антиконституционное – определённой категории граждан нельзя делать что-то, что можно делать другой. Стоят два парня, одному 20 лет, другому 19,5. Одному курить можно, другому нет - не посчастливилось родиться на полгода позже. Неважно, «за» или «против» вы курения – в любом случае для вас одна категория населения будет лучше другой (либо та, которой курить можно, либо та, которой курить нельзя). Такое деление попахивает дискриминацией по возрастному признаку, определяющим признаком становится возможность купить сигареты на законных основаниях.

2.Запрет на курение вблизи лиц, выступающих против этого, вне зависимости от типа помещения.

Вроде все правильно. Но на практике нереализуемо. Представьте, сидите вы на лавочке во дворе. Захотелось вам курить. Берёте опросник и начинаете бегать по двору, дабы спросить мнение окружающих людей, а можно ли вам это сделать? Вокруг 40 человек, 39 согласились, а последний – нет. И что делать тогда? Отказаться от этой затеи? Или вторая трактовка нормы: прекратить, если кто-то выступил против. Вы только закурили сигарету, но из подъезда выходит человек, и он не хочет, чтобы вы курили. Что делать? Видимо, потушить сигарету.

3.Запрет на курение в автомобиле, если там находятся дети. Предлагается также ввести полный запрет на курение в коммунальных квартирах, на остановках и во всех видах общественного транспорта, в пешеходных переходах и на расстоянии трех метров от этих объектов.

Видимо, закон предусматривает постоянное ношение с собой портняжного метра или хотя бы линейки, чтобы эти три метра отмерять. И от какой, простите, точки? От специально для этой цели нарисованного красного круга на полу объектов? И почему три метра, а не, скажем, пять? 

4.Приравнивание электронных сигарет и кальяна к обычным сигаретам.

Борьба против электронного курения активизировалась во многих странах. И совершенно напрасно. При курении электронных сигарет в атмосферу выдыхается, как правило, только пропиленгликоль (пищевая добавка) и глицерин (тоже пищевая добавка) ну и ароматизаторы. Никотин же полностью усваивается легкими.

Помните ситуацию в кафе, когда надо одеваться и выходить на улицу? С принятием нового закона придется тащить наперевес метровый кальян. Как это отразится на популярных в городе кальянных, объяснять, думается, не стоит. Владельцы теряют таким образом клиентуру и, соответственно, деньги, необходимые на работу заведения. Для полиции такие «нарушения» - мелочёвка: только время на оформление терять. Так кому от этого будет лучше? Детям? Они больше не увидят это страшное непотребство – человек сидит и курит в ресторане (дети вообще часто ходят по ресторанам?). И у них, конечно, больше не будет никакого соблазна начать курить.

5.Внешний вид пачки сигарет в скором времени также изменится – 65% места на упаковке теперь должно занимать сообщение о вреде курения, а само название сигарет будет прописано простым черным шрифтом. Кстати, по примеру Австралии могут обязать производителей продавать сигареты в обезличенной, непривлекательной упаковке.

Конечно, ведь курящие люди покупают сигареты, чтобы посмотреть на красивую пачку, а со страшной пачкой перестанут это делать. Совершенно несерьезный подход.

6.Высказана также идея увеличить время рабочего дня для тех, кто отвлекается на перекур. В минтруде, впрочем, инициативу не поддержали. Там считают, что более действенно поощрять некурящих сотрудников. Например, надбавками к зарплате.

Для справки: одну сигарету человек обычно выкуривает за 2-3 минуты. В течение рабочего дня уходит примерно 10 сигарет (в сутки – 20). Рабочий день – восьмичасовой. 20-30 минут от рабочего дня – не так уж значительно. Хотя кто-то из работодателей и может с этим не согласиться. Но запрет перекуров для курящего человека без его лечения от зависимости напоминает вообще-то пытку. Может, на работе всё же стоит работать, а не думать о том, когда это всё кончится, и вы сможете спокойно покурить?

Председатель комитета Государственной Думы по здравоохранению Дмитрий Морозов говорит, что комитет готов рассмотреть такие предложения, но подчеркивает, что по этому вопросу высказывается много различных мнений, и что лучше всего было бы способствовать появлению у людей здоровых привычек, вместо того чтобы вводить запреты.

Главная цель российского пакета мер в том, чтобы в период до 2025 года сократить количество курящих в России до 25% населения. Количество курящих у нас в течение долгого времени увеличивалось, но сейчас негативная тенденция изменилась. Согласно данным Министерства здравоохранения, с 2009 по 2016 год курящих стало меньше на 6%, то есть с 39% до 33%. Но сказались здесь, скорее всего, повышение акцизов, а соответственно и повышение цены на пачку.

С 1 января акциз повысили снова: ставки на сигареты составят 1 562 рублей за тысячу штук + 14,5% расчетной стоимости в 2017 году. Далее они будут расти так: до 1 718 рублей за тысячу штук + 14,5% расчетной стоимости в 2018 году и до 1 890 рублей за тысячу штук + 14,5% расчетной стоимости в 2019 году. Также вырастут ставки на все виды табака - до 2 520 рублей в 2017 году, 2 772 рублей в 2018 году и 3 050 рублей в 2019 году. С 1 января 2017 года расширится список подакцизных товаров: облагаться акцизом будут электронные сигареты - как само устройство (со ставкой 40 рублей за штуку в 2017 году), так и жидкость для электронных систем доставки никотина (10 рублей за 1 мл в 2017 году).

В минфине этому, кстати, не рады: «Предлагаемое в концепции повышение ставок акцизов может привести к росту нелегального оборота табачной продукции, в первую очередь из государств-членов ЕАЭС, поскольку таможенный контроль во взаимной торговле с указанными государствами отсутствует, а разрыв в уровне ставок акцизов только увеличится».

Точнее не скажешь. К слову, в единственной стране, где продажа табака полностью запрещена, всю идею загубила именно контрабанда. Эта страна Бутан. Закон там был принят в 2005 году. Тем не менее, в Бутане по-прежнему разрешен импорт сигарет для собственного потребления, но при очень высоких таможенных ставках. Власти признают, что запрет постоянно нарушается в связи с большой контрабандой сигарет из Индии.

Согласны с минфином и представители Общества за права курильщиков, подчеркивающие: «Несмотря на все запреты, большой черный рынок наркотиков существует. Мы можем получить то же самое с сигаретами и весьма скоро».

Безусловно, никотин – легализованный наркотик. Но пусть он остаётся таковым открыто, с разумным медицинским контролем. Очередной запрет вызовет прямо обратную реакцию, всегда так было. Можно вспомнить горбачевскую антиалкогольную компанию, задуманную как решение проблемы алкоголизма в СССР. Это не единственный рычаг – но самый простой в бюрократическом государстве и при этом совершенно не работающий.

Запретительные меры не снимут маргинальность, а усилят её: при Горбачеве легальный алкоголизм перешёл в самогоноварение и массовую токсикоманию. Теперь же в моде будет самосад и гидропоника. Так говорят сами курильщики. Что касается возможного к 2033 году запрета на продажу табака молодым людям, родившимся после 2014 года – стоит просто учитывать психологию подростков и молодых людей. Я, как педагог, могу утверждать, что они захотят сделать наоборот. Только потому, что другим можно, а им нельзя – даже если не собирались курить до этого.

Действительно, наше законодательство в этом вопросе строго карательное и напрямую нарушающее конституционные права людей. Подобные меры неэффективны. Несмотря на большое количество принятых законов, необходимо признать, что ни один из них не работает. Закон не исполняется даже теми, кто должен следить за его исполнением – каждый день можно видеть курящих в общественных местах сотрудников полиции. Но законы, которые собираются принять – меры, приучающие общество к фактическому ограничению гражданских свобод.

Никотин – не зло, зло – запрещать людям делать то, что они имеют право делать в рамках Конституции. Всё остальное – последствия этого зла. В частности, делать из привычки запретный плод, тем самым загоняя в подполье и криминализируя его. Зло – создавать такой юридический прецедент. По тому же принципу завтра запретят покупать, скажем, мандарины. Хотелось бы, чтобы Россия была правовым государством с адекватными действующими законами. Пугает ситуация, когда невозможно жить, законы не нарушая.

А вот мнение эксперта. Сергей Гаврюшкин, управляющий партнёр юридической компании «Гаврюшкин и Партнеры», считает так:

Само по себе проявление со стороны государства «заботы» в отношении граждан и их здоровья - поощряется. Но то, какими методами государство подходит к решению проблем, несоответствует как нормам Конституции, так и нормам международного права.

В соответствии с законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» главная цель всей системы здравоохранения – охрана здоровья граждан. Почему Минздрав решил, что единственной причиной ухудшения здоровья населения является именно курение табака? И почему именно на его запрет нацелены основные силы Минздрава? Не ясно.

Кроме того, стоит помнить, процесс табакокурения зародился давно, искоренить его либо резко уменьшить объем невозможно. Единственной нормальной реакцией общества на такой запрет может быть только ещё более неистовое курение. К чему создавать такие непомерные препятствия для курящего человека, совершенно неясно.

Особенно смущает то, что Минздравом искусственно создается дискриминация по возрастному признаку - тем, кто родился в таком-то году, курить можно. А вот если ты родился в другом году - то тебе уже курить нельзя. Каким таким критерием Минздрав руководствовался, принимая подобное решение?

Очевидно, что возрастная дискриминация в корне противоречит, как Конституции России, так и Конвенции о правах человека, которая была ратифицирована также и Российской Федерацией. Абсурдно выглядит позиция Минздрава о возрастной дискриминации на фоне статьи  5 закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», которая гласит:

1.Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Евгений Кутепов

 

Возврат к списку